Психологическое сопровождение воспитанников
Одним из видов деятельности Учреждения является оказание социально - психологических услуг переданным под надзор учреждения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям имеющим законных представителей, но переданных ими в учреждение в связи с трудной жизненной ситуацией, в возрасте от 2 до 18 лет, а также отдельным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 2 до 18 лет).
Цель психолого-педагогического сопровождения – создание условий для успешной психологической реабилитации несовершеннолетних на всех возрастных этапах и поддержание их полноценного психического развития, способностей, склонностей, реализации их потенциала, а также профилактике возможных отклонений.
В основу работы положены задачи:
1. Снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния
2.Установление эмоционального контакта, доверительных отношений, формирование интереса к себе и своей деятельности.
3. Изучение социальной ситуации развития воспитанников учреждения с целью выявления потребности в социальных услугах.
4. Психологическая помощь в период адаптации ребенка в новых условиях.
5.Проведение психодиагностики различного профиля и предназначения.
6. Подготовка психолого-педагогических характеристик и заключений различного предназначения (консилиум, ОПМПК, КДН и др.)
7.Разработка и осуществление индивидуальных планов по жизнеустройству, развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников.
8. Проведение психопрофилактической работы с воспитанниками.
9.Консультативная работа (консультирование детей, их законных представителей, кандидатов в замещающие родители, специалистов учреждения).
10. Организационно-методическая работа.
Для решения поставленной цели и задач введется работа по следующим направлениям:
• Психологическая диагностика и обследование личности воспитанников, в задачи которой входит выявление спектра психологических проблем в развитии личности несовершеннолетних, а также в сферах общения в учебных заведениях, семье и в среде сверстников.
• Психологическое консультирование и просвещение – консультирование педагогов, воспитанников центра, родителей и лиц их заменяющих, по вопросам обучения, налаживания детско-родительских отношений, взаимоотношений в социуме, социальная адаптация, взаимодействие с несовершеннолетними.
• Коррекционно-развивающая работа – оказание психологической помощи несовершеннолетним по преодолению отклонений в развитии.
• Экспертная деятельность – Психологи центра принимают активное участие в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в административных совещаниях, методических объединениях.
• Профилактическая работа – направлена на устранение различных психологических факторов и причин, обуславливающих отклонения состояния психического здоровья воспитанников и предупреждение возможных нарушений в становлении и личности.
С целью повышения профессионального уровня педагоги-психологи ежегодно проходят курсы, участвуют в семинарах, конференциях, мастер – классах городского, регионального и всероссийского уровня. Участвуют в реализации проекта Благотворительного фонда «Радость» «На пороге взрослой жизни», проводя консультативную и тренинговую работу, отслеживают адаптацию выпускников, своевременно оказывая им индивидуальную помощь в решении личных проблем.
Квалифицированная психологическая помощь в учреждении оказывается двумя психологами, в центре функционируют два кабинета психологической помощи, оборудованные компьютерами, множительной техникой, сканером. Один кабинет разбит на зоны: консультативная и тренинговая.
Функционирует кабинет эмоциональной разгрузки (сенсорная комната), оснащенный оборудованием, с учетом возрастных особенностей детей – с целью профилактики эмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции эмоциональных состояний.